На практике формат столовой предполагает самообслуживание, основанное на линии раздачи с доступным и вкусным меню. Конкурентоспособность столового бизнеса целиком зависит от качества блюд и их разнообразия. Охват близлежащей аудитории – главное к чему должен стремиться предприниматель общепита. В сегменте корпоративного питания столовые приобретают все большую популярность. Столовая в местах курортного отдыха становится незаменимым атрибутом со вкусной едой и приемлемыми ценами.
Что нужно знать при открытии столовой
Чтобы открыть столовую с нуля, надо представлять себе, какой вид предприятия вам подойдет более всего. Общей чертой всех заведений подобного общепита являются сравнительно низкие цены на простой и незатейливый ассортимент, недорогой дизайн помещения. Несмотря на общее есть и ряд различий между несколькими видами столовых:
Столовая общественная
Отличается собственной продукцией, независима ни от какой компании, располагается в удобном и проходимом месте вблизи крупных заводов или учебных заведений. Вход свободный для любого посетителя;
Столовая в бизнес-центре
Питание предоставляется в первую очередь работникам центра. Режим работы может изменяться по их желанию, становиться гибким, помещение могут использовать для проведения конференций или корпоративов, предоставлять часы доступа посторонним посетителям. Наряду с некоторыми трудностями с организацией процесса питания, столовая работает стабильно с одинаковой нагрузкой, обеспечивая предпринимателя постоянным доходом;
Столовая в учреждениях
Отличается от бизнес-центра тем, что расположена на территории конкретной организации, школы, института, завода, больницы и предназначена для обслуживания посетителей только этого учреждения. Владелец ограничен в составлении меню, дизайне помещения, оформлении, подборе персонала. В основном приходится выполнять указания руководства учреждения по организации питания;
Столовая по франшизе
Такое заведение сразу открывается как сетевое. Выгоднее располагать его в крупных торговых центрах или в отдельных зданиях центральной части города. Маркетинг в сети обеспечен франчайзером, ассортимент подобран, дизайн помещения разработан. Люди уже давно знакомы с таким общепитом и нет проблем с их привлечением. Единственный минус в том, что первоначальные инвестиции будут несколько больше, чем у всех предыдущих видов, зато окупаемость окажется более эффективной.
Кроме видов столовых нужно ориентироваться в юридических аспектах при регистрации, правильно выбрать помещение, найти свою целевую аудиторию, заказать технический проект, провести множество согласований и получить разрешения. Составить реальный бизнес-план столовой и программу маркетинга.
Регистрация бизнеса и юридические тонкости
По форме собственности существует два варианта – ООО и ИП. Для небольшого бизнеса лучше всего будет зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем (ИП). В этом есть свои преимущества: полноправность владения, прибыль в объеме дивидендов можно снимать в любое удобное время, не дожидаясь конца квартала или года, штрафы в отличие от ООО в разы меньше.
Если же планируется открытие столовой большего размера, с несколькими участниками, то формой организации должно быть общество с ограниченной ответственностью (ООО). Доля каждого участника закрепляется в уставе организации. В случае ответственности по долгам ИП рискует всем своим имуществом, включая недвижимость, ООО же отвечает по долгам уставным капиталом в 10 000 рублей и имуществом организации.
Определяемся с помещением
Удачный выбор места – это уже пол-дела при подборе помещения. Для этого необходимо принять во внимание несколько нюансов:
- Есть ли поблизости конкуренты. Сложно привлечь клиента, если в районе уже действуют подобные заведения общепита. Придется предлагать что-то новое в ассортименте, например, детское или вегетарианское питание, какие-то особенные сладости;
- Неплохо было бы расположить столовую вблизи учебных заведений или заводского офиса, предусмотреть в меню «комплексные обеды»;
- Необходимо учесть возможность парковки и транспортной доступности;
- Помещение должно соответствовать своему назначению: обязательное наличие туалетов, раздевалки, водонепроницаемых полов. Зал должен быть хорошо освещен и обеспечен вентиляцией. Инженерные коммуникации должны быть в исправном состоянии и удовлетворять санитарным потребностям столовых;
- Вопрос аренды или покупки помещения обычно решается в пользу аренды. В случае прекращения деятельности не возникнет сложностей с недвижимым имуществом, да и первоначальные затраты будут значительно меньше в сравнении с вариантом покупки.
Расходные материалы
Все, что относится к приготовлению блюд ассортимента, такое как – химические средства для уборки, туалетная бумага и полотенца для туалета, гигиенические средства для кухни различные скатерти и салфетки, сменная одежда персонала и многое другое, включая посуду относится к расходным материалам.
Самые главные расходы – это продукты и полуфабрикаты. От их качества зависит количество постоянных клиентов, которые надеются на свежее и полезное меню. Закупки расходных материалов производить лучше всего у проверенных оптовиков или заключать договор на поставку с крупным гипермаркетом, где есть строгий контроль за качеством, сроками годности и вся продукция обеспечена сертификатами.
Оборудование и проектирование
Предпринимателя, решившегося на общепитовский бизнес, интересует основной вопрос – сколько стоит открыть столовую и будет ли это прибыльно. Немаловажную роль в этом вопросе играет грамотный подбор оборудования для столовой, который зависит от специфики меню. Вы можете выбрать диетическое или детское питание, заводские комплексные обеды или санаторно-курортный ассортимент.
Направление деятельности, специфика питания, размеры помещения – все это должно послужить основой технического задания на проектирование столовых в комплексе с инженерной и технологической частями. И перед тем как открыть столовую у вас должен быть полный проект, где одним из разделов будет закупочная спецификация на оборудование.
Основное оборудование, что нужно для открытия столовой, можно представить примерным, но не окончательным списком:
- Тепловое и холодильное, куда входят плита, котел, сковорода, кипятильник, стол охлаждаемый, холодильник и морозильник;
- Технологическое в виде мясорубки, весов, картофелечистки и овощерезки;
- Нейтрально-подсобное – хозяйственные стеллажи, посудные тележки, разделочный стол;
- Посуда и предметы сервировки – стаканы, тарелки, ножи, вилки, кастрюли, скалки, разделочные доски.
Инженерная часть технического проекта должна в полной мере учесть устройство новых или модернизацию существующих систем отопления, вентиляции, сигнализации. Противопожарная система требует отдельной разработки и согласования с надзором МЧС. Также в составе инженерного проекта должны быть отображены действующие водопровод, канализация и электроснабжение. При их отсутствии потребуются технические условия на их присоединение.
Продвижение (маркетинг)
Начинать «заявлять о себе» нужно за месяц-два до открытия, чтобы будущие посетители с нетерпением ожидали начала работы. В этом смысле неплохо срабатывают социальные сети. На отдельной странице можно выложить дизайн будущего обеденного зала, показать примерное меню, видео-ролики, рассказывающие и показывающие процесс приготовления фирменного блюда и другую интересную информацию.
Яркие вывески перед открытием, рассказывающие об акциях и скидках, заметно привлекают клиентов. Налаживание связей с ближайшими крупными предприятиями или учебными заведениями, заключение с ними соглашений по комплексным обедам со сниженными ценами обеспечит постоянный приток студентов, рабочих и служащих.
Другие расходы (коммунальные, химические средства, ФОТ)
Закупка и монтаж оборудования – это разовые расходы, обеспечивающие открытие своей столовой и дальнейшую эксплуатацию. Но существуют затраты, которые придется нести ежемесячно, а может еще и чаще. Это закупка расходных материалов, в том числе и продуктов. Ежемесячные накладные расходы, перечень которых хорошо известен каждому бухгалтеру. Здесь химические средства и коммунальные платежи, транспортные и погрузо-разгрузочные затраты, вывоз и утилизация отходов, арендная плата.
Отдельной строкой выделяется фонд оплаты труда (ФОТ). Кроме непосредственной заработной платы персоналу надо еще вносить ежемесячные взносы на социальное, медицинское и пенсионное страхование.
Основные ошибки при открытии столовой
Немаловажной ошибкой до пуска предприятия является некорректный бизнес-план, а то и его полное отсутствие. Тщательное планирование поможет избежать финансовых неприятностей в виде налоговых задолженностей или несвоевременной оплаты коммунальных услуг, аренды. Такие неприятности всегда чреваты пенями и штрафами.
Следующая ошибка, часто встречающая – это покупка оборудования, бывшего в употреблении. Низкая цена такого оборудования привлекает предпринимателя, ему очень хочется сэкономить. Но обычно техника б/у уже отработала свой ресурс и, хотя и находится в исправном состоянии, в любой момент может подвести. Если уж есть такая необходимость в покупке оборудования б/у, то сначала его надо продиагностировать с привлечением специалиста.
Нельзя игнорировать текущий финансовый учет и постоянный анализ финансового состояния. Надо всегда понимать, что деньги тратятся именно на то, что необходимо в первую очередь.
Большой ошибкой будет, если не контролировать работу кухни, вплоть до снятия ежедневных проб с каждого блюда, даже несмотря на то, что кухней руководит опытный повар.
Компания ПРОФЭКВИП всегда готова помочь вам в подборе оборудования для столовой в соответствии с проектной спецификацией. Покупая у нас, вы получаете гарантию производителя, профессиональное обслуживание и ремонт техники, бесплатные консультации и диагностику.
мы всегда на связи